Независимость судебной власти
Понятие
Определение Судебная власть (далее – СВ) – это ветвь государственной власти, предназначением которой является осуществление правосудия именем государства.
Органы СВ создаются для принуждения к соблюдению законов, поэтому принимают решения по конкретным спорным юридическим ситуациям.
Очевидно, что участникам судебных споров хочется повлиять на решение суда в нужную ему сторону. Но такое влияние или даже его возможность нивелирует задачи, которые стоят перед СВ.
Поэтому базовый принцип формирования СВ - независимость.
Содержание
Содержание принципа независимости СВ выражается в следующих аспектах:
- Независимость СВ от других ветвей власти.
Такая независимость гарантирована нормами Конституции и законодательства, устанавливающими порядок формирования судов только на основании закона, специальном порядке назначения на должность и прекращения полномочий судей, специальном порядке финансирования деятельности судов из бюджета государства, специальном порядке привлечения судей к ответственности.
Пример 1 Судьи областного суда не подчиняются губернатору и могут признать его действия незаконными также как действия других лиц.
- Независимость СВ от участников судопроизводства.
Этот аспект независимости судов гарантируется внешним статусом судей по отношению к любым участникам судопроизводства. Для обеспечения независимости судьи получают оплату за свою работу из бюджета, заседания проводятся в помещениях, находящихся в государственной собственности. Попытки подкупа судей жестко пресекаются, сами они находятся под особой охраной.
Пример 2 Обеспечение деятельности суда производится специальными подразделениями и не зависит от участников судебного процесса, что исключает возможности прямого финансового влияния.
Источники
- Конституция Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».
- Баранов П.В. Место судебной власти в конституционной схеме разделения властей в российской федерации // Государство и право. - 2013. - № 2(57). - С. 5-10.
- Бородин С. В., Кудрявцев В. Н. О судебной власти в России // Государство и право. - 2001. - № 10. -С. 21-27.