Проблема свободы воли в философии зарубежного Востока XX века

Содержание:

Основа восточной модернистской философии

Восточная философия XX века называется реформаторской, и это неслучайно. Философы-модернисты этого времени переосмысливали восточный взгляд на бытие и первоначала. Многие восточные философы второй половины XIX — XX веков, например японец Уэяма Сюмпэй или китаец Ху Ши, сравнивали мировоззрения Востока и Запада.

 

Заметка 1. В результате сравнения они пришли к выводу, что преимуществом западной философии перед восточной является большое значение, отводимое разуму.

 

В представлении этих философов, недооценка разумного начала в человеке восточной цивилизацией оказала влияние на более медленной развитие науки и техники в азиатском регионе.

Особенности рассмотрения проблемы воли

Поскольку новая философия Востока антропоцентрична, мыслители придавали важное значение и понятию воли человека. Они считали, что свободная воля не просто должна руководить действиями человека, философы оценивали волевые поступки как категорию должного. 

 

Заметка 2. Философы-реформаторы выступали против интровертности восточного сознания, которое так высоко оценивал европеец Карл Густав Юнг. Они были убеждены, что практикам аскезы, уединения и погружения в собственный душевный мир современному восточному человеку стоит предпочесть активное экстравертное начало, которое позволит осуществить преобразования в сфере социальной и экономической жизни. 

 

Так, известный мыслитель из Индии Раммохан Рой, живший в XIX веке, уже тогда начал критически относиться к ключевым понятиям кармы и нирваны, считая их лишенными логики и объективности.

Нужна помощь в написании работы?
Мы вам поможем!

Средний бал 4,8

Трехступенчатая проверка

Срочные заказы за 2 часа

Скидка на первый заказ

Узнайте стоимость работы