Медиаэкономика как наука
Общие сведения
Декан факультета журналистики МГУ, известный исследователь медиа Е. Л. Вартанова (рис. 1) утверждает, что сегодня медиаэкономика играет важную роль в российской экономике в целом и продолжает развиваться.
Определение Медиаэкономикой называется сфера экономики страны, субъектами (фирмами) которой выступают организации, связанные с производством информационного содержания.
Особенностью медиаиндустрии является то, что она представляет собой сдвоенный рынок товаров и услуг:
содержание (контент) СМИ — это товар для читателей, телезрителей и пользователей сети;
рекламные услуги; аудитория СМИ — это товар для рекламодателей (конкретных организаций, реализующих бытовую химию, банковские услуги, элитные автомобили и др.).
Специфика медиаэкономики как науки
Медиаисследованиями занимаются разные научные дисциплины — например, социология и психология, которые интересует воздействие СМИ на группы людей и внутренний мир каждого отдельного человека. Однако основное внимание медиаэкономике уделяет экономическая наука, рассматривающая медиакомпании в качестве субъектов экономической деятельности. Также медиаэкономика интересует специалистов, исследующих массовые коммуникации (к ним в основном относятся ученые факультетов журналистики).
С позиции новизны и значимости исследований возможность рассмотрения медиаэкономики как науки связана с концепцией информационного общества, согласно которой современный этап цивилизации зависим от технологий и скорости передачи информации, а также с экономической идеей, согласно которой основным ресурсом нынешней экономики является информация (а информация — это главный товар медиакомпаний).
Список литературы
- Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие. [Электронный источник] Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text11/42.htm (дата обращения: 04.08.2020).
- Вьюгина Д. М. Цифровые стратегии медиабизнеса в условиях изменяющегося медиапотребления // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. [Электронный источник] Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2233 (дата обращения: 04.08.2020).
- Основы медиабизнеса: Учебник для студентов вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой. — М.: Аспект Пресс, 2014. — С. 43-53.